Главное правило выбора в интерфейсе
Главное правило выбора из нескольких вариантов в интерфейсе сформулировал Джоэл Спольски 16 лет назад:
Каждый раз, когда вы просите пользователя сделать выбор — заставляете принимать решение. Это не всегда плохо. Но точно плохо, если выбор не относится к задаче, которую решает человек. Лучше сделать выбор за пользователя везде, кроме его основной задачи.
Второстепенная задача → выбор делает программа
Делайте выбор за пользователя везде, где это не относится к его цели. Пример «как не надо»: когда в первый раз запускаешь приложение в макоси, она спрашивает:
Такой выбор НЕ относится к моей цели, поэтому делать его я не хочу, и этого дурацкого окна в природе существовать не должно. (Отдельно оцените гениальность формулировки: «скачано из интернета», ну надо же! Откуда оно ещё могло взяться, самозародиться в недрах операционной системы что ли?)
Если от предыдущего абзаца в вас бурлит негодование
Конечно, я в курсе, что в данном случае Эпл имеет в виду «скачана не из апстора». Но это ровно ничего не меняет. Смотрите сами:
- 1. Апстор — это тоже интернет. Противопоставление между апстором и интернетом существует только в голове сотрудников Эпла.
- 2. Противопоставление «апстор—интернет» можно было бы понять, если процессы установки приложения из апстора и вручную были полностью идентичны и отличались только последним шагом. Но они совершенно разные.
- 3. Я знаю, что приложение из интернета. Алё, я сам его оттуда скачал.
- 4. Человек в здравом уме и твердой памяти, который только что сознательно запустил приложение, не передумает и не нажмёт на «ой, не надо».
- 5. Приложение «из интернета» не менее безопасно, чем приложение из апстора. Если бы оно было от неидентифицированного разработчика, макось вообще не дала бы его запустить (отдельная тема для разговора).
Следовательно, для пользователя Эпловое предупреждение не имеет смысла.
Ещё пример «как не надо». Большинство магазинов умеют автоматически определять город посетителя по айпи-адресу. Но некоторые делают это так:
Хороший магазин определяет город молча. Логичный вопрос: что делать, если машина ошиблась и сделала неправильный выбор? Что, если город неправильный? Ну, тогда человек просто сам укажет правильный вариант, когда это потребуется — когда дело дойдёт до покупки. Ничего страшного.
Лучше угадать в 80% случаев и ошибиться в 20% (и дать возможность человеку исправить ошибку), чем в 100% случаев бесить людей неинтересным им выбором.
Основная задача → выбор делает человек
Если выбор напрямую относится к задаче пользователя — он полезен. Но всё равно хорошо выделить основной (по мнению программы) вариант. Например, Мейлчимп перед отправкой писем подсвечивает кнопку «Отправить», но рядом показывает серенькую «Запланировать» — на случай, если человек не хочет отправлять прямо сейчас.
Основной вариант — это либо самый популярный, либо прошлый выбор.
Самый популярный вариант
По статистике использования или данным пользовательского тестирования. На карточке товара основное действие — добавить в корзину:
Прошлый выбор
Выбор, который человек сделал раньше в аналогичной ситуации. Пользователь указал адрес при первом заказе — магазин использует его при следующих покупках:
Пример на сочетание популярного варианта и прошлого выбора. Диалоговое окно печати:
Слишком много вариантов → выбор делает программа
Иногда вариантов в основной задаче пользователя слишком много, поэтому выбор всё-таки приходится делать программе. Это характерно для медиа (новости, соцсети) и магазинов.
Обычно показывают «рекомендуемые» варианты на основе прошлых предпочтений пользователи (какие посты он лайкал или товары покупал). А поскольку люди не любят, когда им всё навязывают, программа оставляет иллюзию контроля (скрыть не понравившийся пост в Фейсбуке).
⌘ ⌘ ⌘
Если вы проектируете обычные приложения, придерживайтесь правила Спольски:
- Делайте выбор за человека во второстепенных задачах.
- Оставляйте ему выбор в основных задачах. Но подсвечивайте предпочтительный вариант.
- В любой непонятной ситуации ориентируйтесь на прошлый выбор пользователя.
★ Подписывайтесь на новые заметки.