Красавица и чудовище. Обработка ошибок в Go

Роб Пайк сказал об ошибках в го:

Explicit error checking forces the programmer to think about errors — and deal with them — when they arise.

Это правда. Но не вся.

Допустим, я хочу прочитать список целых чисел из текстового файла. Вот как можно сделать это на питоне:

def read_numbers(filename):
    return [int(line.strip()) for line in open(filename)]

Или, в более процедурном стиле:

def read_numbers(filename):
    numbers = []
    for line in open(filename):
        num = int(line.strip())
        numbers.append(num)
    return numbers
>>> read_numbers("numbers.txt")
[11, 33, 71]

Какой прекрасный, лаконичный, понятный код, не правда ли? Сделаем то же самое в го:

func readNumbers(filename string) ([]int, error) {
	file, err := os.Open(filename)
	if err != nil {
		return nil, err
	}
	defer file.Close()

	var numbers []int
	scanner := bufio.NewScanner(file)
	for scanner.Scan() {
		number, err := strconv.Atoi(scanner.Text())
		if err != nil {
			return nil, err
		}
		numbers = append(numbers, number)
	}

	if err := scanner.Err(); err != nil {
		return nil, err
	}

	if err := file.Close(); err != nil {
		return nil, err
	}

	return numbers, nil
}

Плохо / хорошо

Что плохо в этом коде? (помимо того, что он прямо умоляет разбить на несколько функций вместо одной жирной)

  1. Он уродливый.
  2. Тяжело понять происходящее, потому что обработка ошибок перемешана с основной логикой.

А вот что хорошо:

  1. Видны все ситуации, в которых что-то может пойти не так.
  2. Пока пишешь код, го заставляет решить, что делать с каждой ошибкой.

Серьёзный плюс, на самом деле. Необработанные ошибки создают огромное количество багов в программах на других языках. Го же тычет программисту в лицо ошибками и требует явно указать, что с ними делать.

Но всегда ли это плюс? Обычно обработка ошибки происходит не там, где ошибка выброшена, а на более высоком уровне. Часто — на значительно более высоком. В го это приводит к постоянным «пробросам» ошибок наверх:

if err != nil {
    return err
}

Такой конструкцией переполнена любая программа на го. Ценность её нулевая, потому что это чисто техническая передача ошибки выше, выше и выше — до момента, когда она будет обработана.

В языках с конструкцией try-catch такой костыль не нужен — достаточно поставить catch на том уровне, где ошибка будет обработана. При этом на более низких уровнях можно писать код так, как будто никаких ошибок нет — это делает программу проще для понимания и модификации.

На питоне я могу сделать так:

try:
    numbers = read_numbers("numbers.txt")
except Exception as exc:
    print(f"Failed to read numbers: {exc}")

И не заботиться внутри read_numbers() об обработке ошибок. Если конкретная причина ошибки не важна, это нормальный подход.

Го же вынуждает программиста возиться с каждой ошибкой — даже когда не надо. Роб Пайк сделал выбор за вас, живите с этим.

Что дальше

Думаю, авторы языка понимали лукавство утверждений о великолепии обработки ошибок в го. Именно этим можно объяснить их предложение добавить в Go 1.14 функцию try.

Вместо:

f, err := os.Open(filename)
if err != nil {
	return ..., err
}

Можно было бы писать так:

f := try(os.Open(filename))

Сложно представить себе более ужасное решение. Оно несколько повышает читабельность кода, но полностью убивает то единственное, что есть хорошего в работе с ошибками в го — тот самый «explicit error checking», который «forces the programmer to think about errors».

К счастью, волна недоумения от сообщества заставила авторов передумать:

We still believe that error handling in Go is not perfect and can be meaningfully improved, but it is clear that we as a community need to talk more about what specific aspects of error handling are problems that we should address.

Аминь.

P.S. Результаты голосования:

Что думаете о работе с ошибками в Go?
Надо ли всё переписать на PHP 🤔

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые заметки 🚀