Человеческого фактора не существует

Человеческого фактора не существует

Когда случается авария из-за ошибки человека, говорят «человеческий фактор». А правильнее сказать — «фактор системы» или «фактор интерфейса».

Человек всегда действует наилучшим образом, исходя из своего понимания ситуации. Если он серьезно ошибся — значит, неправильно понял ситуацию. В случае с компьютерными интерфейсами виновата в этом система, не человек.

Сотрудник Додо-пиццы ошибся в настройках, и компания вернула клиентам 8 миллионов рублей за уже выполненные заказы. Виновата система: у человека в принципе не должно быть возможности запустить такой огромный возврат.

Я пять минут заполнял форму заказа, потом случайно что-то нажал, и форма обнулилась. Виноват сайт: должен автоматически сохранять введённые данные.

Мой знакомый включил не ту конфорку на плите и сжёг кастрюлю. Виноват проектировщик: расположение ручек должно соответствовать конфоркам.

Я опечатался в адресате и емейл ушёл не тому человеку. Я сразу заметил это, но было поздно — письмо отправлено. Виновата почтовая программа: любые действия должны быть обратимы. И кстати, «отозвать сообщение» в Аутлуке не работает.

В заблуждении человека виноват интерфейс. Поэтому:

  • страхуйте людей от ошибок,
  • не теряйте пользовательские данные,
  • наглядно показывайте ситуацию,
  • помогайте исправить сделанное.

Заметка из рассылки «Интерфейсы без шелухи»

Обложка — xkcd