Сделайте себе интересно
Это конспект лекции Людвига Быстроновского об интересе и контринтуитивном решении задач. Людвиг рассказывает, когда возникает интерес, какие приемы помогают не потерять его, чем вреден «поток» и как разрыв шаблона приводит к успеху.
Не старайтесь и не ищите интерес на стороне
Плохой тамада очень старается сделать интересно, но получается ровно наоборот: он только всех раздражает.
Не надо стараться «сделать себе интересно». Напряг в этом деле вызывает только скуку.
Не надо думать, что «интересно где-то там».
Мозгу кажется, что интересно там, «где нас нет». Надоела работа? На другой наверняка будет лучше. Ведешь унылое существование? А вот когда был ребенком — как здорово было! (а дети, в свою очередь, считают, что самое интересное происходит во «взрослом» мире)
Это ошибка. Самое интересное — здесь, только надо его увидеть. Да и не всегда получится «сбежать», резко изменив жизнь — может держать ипотека, трое детей или подписанный кровью контракт.
Возьмите сложную задачу
Чтобы стало интересно, нужна сложная задача. Сложнее, чем вы привыкли решать.
Сравните две ситуации:
- Вы отправляетесь в кругосветное путешествие на год, чтобы развлечься.
- Вы, как в фильме «Невероятная жизнь Уолтера Митти», ищете по всему миру уникальную фотографию, понятия не имея, как это сделать.
Какое приключение окажется интереснее?
Если вы понимаете, как решать задачу — становится неинтересно. Поэтому нужно что-то незнакомое:
— Боже мой, как же я туда пойду? Я же ничего там не знаю! — Отлично! Значит, тебе туда и дорога!
Оставляйте шансы на победу
При этом сложность не должна быть запредельной. Если вы понимаете, что шансов решить задачу нет, интерес пропадает. Если задача на грани возможного, но шансы есть — рождается кураж.
Если 300 спартанцев должны остановить многотысячную армию персов в открытом поле — шансов ноль. Остается только уныло умереть. Но в узком ущелье у них появилась возможность. И хотя решить задачу почти нереально, на кураже им это удалось.
Постоянно снижайте напряг
Задача тяжелая и не «идет». Значит, что? Еще поднажать! Работать по десять часов. Нет, по двенадцать! Без выходных! Думать только о задаче. Всё равно не получается? Думать больше, интенсивнее, яростнее!
Так не работает. А работает ровно наоборот: решение сложной проблемы приходит, когда вы отдыхаете.
Снижайте напряг:
- Не откладывайте задачу на последние дни перед дедлайном. Работайте над проблемой по 20 минут, но каждый день.
- Сознательно закладывайте в план перерывы и нормальный сон.
- Работайте с заказчиком без крупных сюрпризов. Вместо дедлайна на месяц или три — каждую неделю показывайте, что сделали.
Еще помогает не наказывать за ошибки. Где наказание, там возникает страх, а страх убивает интерес. Если же вместо наказания из ошибок делают выводы (как не повторить ту же ошибку или улучшить процесс) — это снижает напряг.
Будьте осторожны с «потоком»
В состоянии «потока» человек готов часами работать над задачей, не замечая ничего вокруг. Вроде бы это хорошо. Но если в вашу жизнь вместе с «потоком» приходит постоянный недосып, фаст-фуд и мегалитры кофе, то к черту такой поток.
Другая опасность «потока» в том, что он разделяет жизнь на «единственная офигенно интересная задача» и «остальной унылый шлак».
Лучше сознательно останавливайтесь и переключайте задачи. Так вас будет «переть» от всего, что вы делаете, а не только от чего-то одного.
Работайте над несколькими задачами циклично
Возьмем динамичный музыкальный клип. Он собран из четырех сцен: лес, ангар, бассейн, взлетное поле. Каждая сцена идет минуту. Если показывать их последовательно, зритель выключит клип через 30 секунд. Поэтому режиссер режет каждую сцену на кусочки по несколько секунд и перемешивает их: лес, ангар, бассейн, взлетное поле, лес, ангар... И зритель смотрит до конца.
Возьмите четыре разных задачи или проекта и делайте их циклично:
- кусочек первой задачи;
- кусочек второй;
- третьей;
- четвертой;
- первой;
- второй;
- ...
Так ни одна из задач не осточертеет, а вы получите равномерный прогресс.
Не старайтесь сразу организовать жизнь по единому расписанию. Заполняйте его постепенно: начните регулярно делать одно дело в неделю, добавьте еще одно, затем еще, и так далее.
Старайтесь включать в расписание задачи с физической активностью: бассейн, спортзал, велосипед.
Запланируйте неожиданность
Сюрприз приносит интерес и радость. Но не рассчитывайте, что он случится сам по себе.
Человек — машина предсказаний. Если вам бросить мяч, вы поймаете его не там, где мяч находился в момент броска, а там, где ожидаете получить его через секунду.
Каждую секунду мозг пытается предугадать, что случится в следующую секунду. Неожиданные для него события и создают сюрприз. Поэтому, чтобы получить сюрприз, используйте генератор неожиданности.
- Кто-то путешествует во всякие странные места, никогда не зная заранее, что там встретит.
- Кто-то записывается в спортивную секцию, где вид спорта становится для него сюрпризом (бац! тяжелоатлету достался балет).
- Сам Людвиг не планирует заранее тему выступления. Например, для этого рассказа он попросил организаторов придумать ему тему.
Удивите себя
Все приемы, которые способны удивить, имеют в основе «а что, так можно было?». Это нечто странное, контринтуитивное.
Вы привыкли на работе фигачить, пока фигачится. Вдруг прочитали о помидорном таймере: работать тайм-слотами по 20 минут, а между ними перерывы. Чудно, как это так — специально прерывать себя будильником? Попробовали, а и правда работает. Ух ты! А что, так можно было?
Чтобы устроить себе интересную жизнь, выбирайте дикий, нелогичный, непривычный способ решения задачи. А когда привыкнете его использовать — сразу откажитесь. И выберите другой, не менее странный. Рвите шаблон самому себе.
Ключ к фонтану интереса — в контринтуитивности.
Осторожно: смена шаблона раздражает вас самих и окружающих. Если в ответ на предложение что-то сделать внутри поднимается волна гнева («да это дико! так нельзя!») — это она, смена шаблона.
До 60-х годов 20 века спортсмены прыгали в высоту «перекидным» способом (оттолкнуться, перекинуть одну ногу, подтянуть вторую). А потом Дик Фосбери придумал прыгать спиной, последовательно перекидывая через перекладину голову, корпус, и наконец ноги.
Такой способ казался абсолютно диким («прыгать спиной вперед? чушь!»), но именно с ним Фосбери выиграл золотую медаль в 68 году и установил олимпийский рекорд. Теперь все спортсмены прыгают только способом фосбери-флоп.
Предложите решение задачи, которое вызовет оторопь. «Поймайте» свой привычный ход мыслей и разорвите шаблон.
Известный повар пишет книгу о готовке. Не идёт. Тогда он меняет тему и издает «300 способов испортить еду». Дико? Да. Но о книге с удовольствием пишут журналисты, а покупатели расхватывают в магазинах. Потому что автор разорвал шаблон и вызвал интерес.
Неожиданный способ должен решать задачу. Если вы просто генерируете весёлый поток бреда, это не подойдет. Проверять работоспособность странной идеи хорошо на небольших прототипах, чтобы не потратить много времени и денег.
Не бойтесь предлагать людям странное. Да, убедить сложно. Но результат того стоит.
Ω Смешайте приемы
Чтобы сделать себе интересно, перемешайте приемы:
- Возьмите несколько сложных задач.
- Работайте над ними кусочками, чередуйте.
- Снижайте напряг: контрольные точки, перерывы, сон, спорт, медитация.
- Используйте внешний генератор неожиданностей.
- Ловите себя на привычном ходе мыслей, ломайте шаблон и предлагайте дикие решения.
И наконец, не фокусируйтесь на интересе. Делайте всё перечисленное ради решения реальных задач, а не ради развлечения.
★ Подписывайтесь на новые заметки.