Сделайте себе интересно

Это конспект лекции Людвига Быстроновского об интересе и контринтуитивном решении задач. Людвиг рассказывает, когда возникает интерес, какие приемы помогают не потерять его, чем вреден «поток» и как разрыв шаблона приводит к успеху.

Не старайтесь и не ищите интерес на стороне

Плохой тамада очень старается сделать интересно, но получается ровно наоборот: он только всех раздражает.

Не надо стараться «сделать себе интересно». Напряг в этом деле вызывает только скуку.

Не надо думать, что «интересно где-то там».

Мозгу кажется, что интересно там, «где нас нет». Надоела работа? На другой наверняка будет лучше. Ведешь унылое существование? А вот когда был ребенком — как здорово было! (а дети, в свою очередь, считают, что самое интересное происходит во «взрослом» мире)

Это ошибка. Самое интересное — здесь, только надо его увидеть. Да и не всегда получится «сбежать», резко изменив жизнь — может держать ипотека, трое детей или подписанный кровью контракт.

Возьмите сложную задачу

Чтобы стало интересно, нужна сложная задача. Сложнее, чем вы привыкли решать.

Сравните две ситуации:

  1. Вы отправляетесь в кругосветное путешествие на год, чтобы развлечься.
  2. Вы, как в фильме «Невероятная жизнь Уолтера Митти», ищете по всему миру уникальную фотографию, понятия не имея, как это сделать.

Какое приключение окажется интереснее?

Невероятная жизнь Уолтера Митти

Если вы понимаете, как решать задачу — становится неинтересно. Поэтому нужно что-то незнакомое:

— Боже мой, как же я туда пойду? Я же ничего там не знаю!
— Отлично! Значит, тебе туда и дорога!

Оставляйте шансы на победу

При этом сложность не должна быть запредельной. Если вы понимаете, что шансов решить задачу нет, интерес пропадает. Если задача на грани возможного, но шансы есть — рождается кураж.

Если 300 спартанцев должны остановить многотысячную армию персов в открытом поле — шансов ноль. Остается только уныло умереть.
Но в узком ущелье у них появилась возможность. И хотя решить задачу почти нереально, на кураже им это удалось.

Постоянно снижайте напряг

Задача тяжелая и не «идет». Значит, что? Еще поднажать! Работать по десять часов. Нет, по двенадцать! Без выходных! Думать только о задаче. Всё равно не получается? Думать больше, интенсивнее, яростнее!

Так не работает. А работает ровно наоборот: решение сложной проблемы приходит, когда вы отдыхаете.

Снижайте напряг:

  1. Не откладывайте задачу на последние дни перед дедлайном. Работайте над проблемой по 20 минут, но каждый день.
  2. Сознательно закладывайте в план перерывы и нормальный сон.
  3. Работайте с заказчиком без крупных сюрпризов. Вместо дедлайна на месяц или три — каждую неделю показывайте, что сделали.
Хедспейс для медитации
Самому Людвигу снижать напряг помогают медитация, спорт и путешествия.

Еще помогает не наказывать за ошибки. Где наказание, там возникает страх, а страх убивает интерес. Если же вместо наказания из ошибок делают выводы (как не повторить ту же ошибку или улучшить процесс) — это снижает напряг.

Будьте осторожны с «потоком»

В состоянии «потока» человек готов часами работать над задачей, не замечая ничего вокруг. Вроде бы это хорошо. Но если в вашу жизнь вместе с «потоком» приходит постоянный недосып, фаст-фуд и мегалитры кофе, то к черту такой поток.

Другая опасность «потока» в том, что он разделяет жизнь на «единственная офигенно интересная задача» и «остальной унылый шлак».

Лучше сознательно останавливайтесь и переключайте задачи. Так вас будет «переть» от всего, что вы делаете, а не только от чего-то одного.

Работайте над несколькими задачами циклично

Возьмем динамичный музыкальный клип. Он собран из четырех сцен: лес, ангар, бассейн, взлетное поле. Каждая сцена идет минуту. Если показывать их последовательно, зритель выключит клип через 30 секунд. Поэтому режиссер режет каждую сцену на кусочки по несколько секунд и перемешивает их: лес, ангар, бассейн, взлетное поле, лес, ангар... И зритель смотрит до конца.

Возьмите четыре разных задачи или проекта и делайте их циклично:

  • кусочек первой задачи;
  • кусочек второй;
  • третьей;
  • четвертой;
  • первой;
  • второй;
  • ...

Так ни одна из задач не осточертеет, а вы получите равномерный прогресс.

Клип из выступления Людвига
Выполняя рекомендацию Людвига, я сделал нарезку кадров из его выступления, чтобы вы не заскучали на длинной простыне текста.

Не старайтесь сразу организовать жизнь по единому расписанию. Заполняйте его постепенно: начните регулярно делать одно дело в неделю, добавьте еще одно, затем еще, и так далее.

Старайтесь включать в расписание задачи с физической активностью: бассейн, спортзал, велосипед.

Запланируйте неожиданность

Сюрприз приносит интерес и радость. Но не рассчитывайте, что он случится сам по себе.

Человек — машина предсказаний. Если вам бросить мяч, вы поймаете его не там, где мяч находился в момент броска, а там, где ожидаете получить его через секунду.

Каждую секунду мозг пытается предугадать, что случится в следующую секунду. Неожиданные для него события и создают сюрприз. Поэтому, чтобы получить сюрприз, используйте генератор неожиданности.

  • Кто-то путешествует во всякие странные места, никогда не зная заранее, что там встретит.
  • Кто-то записывается в спортивную секцию, где вид спорта становится для него сюрпризом (бац! тяжелоатлету достался балет).
  • Сам Людвиг не планирует заранее тему выступления. Например, для этого рассказа он попросил организаторов придумать ему тему.

Удивите себя

Все приемы, которые способны удивить, имеют в основе «а что, так можно было?». Это нечто странное, контринтуитивное.

Вы привыкли на работе фигачить, пока фигачится. Вдруг прочитали о помидорном таймере: работать тайм-слотами по 20 минут, а между ними перерывы. Чудно, как это так — специально прерывать себя будильником? Попробовали, а и правда работает. Ух ты! А что, так можно было?

Чтобы устроить себе интересную жизнь, выбирайте дикий, нелогичный, непривычный способ решения задачи. А когда привыкнете его использовать — сразу откажитесь. И выберите другой, не менее странный. Рвите шаблон самому себе.

Ключ к фонтану интереса — в контринтуитивности.

Осторожно: смена шаблона раздражает вас самих и окружающих. Если в ответ на предложение что-то сделать внутри поднимается волна гнева («да это дико! так нельзя!») — это она, смена шаблона.

До 60-х годов 20 века спортсмены прыгали в высоту «перекидным» способом (оттолкнуться, перекинуть одну ногу, подтянуть вторую). А потом Дик Фосбери придумал прыгать спиной, последовательно перекидывая через перекладину голову, корпус, и наконец ноги.

Такой способ казался абсолютно диким («прыгать спиной вперед? чушь!»), но именно с ним Фосбери выиграл золотую медаль в 68 году и установил олимпийский рекорд. Теперь все спортсмены прыгают только способом фосбери-флоп.


Фосбери-флоп
Идея прыгать спиной вперед в 60-х казалось абсурдом.

Предложите решение задачи, которое вызовет оторопь. «Поймайте» свой привычный ход мыслей и разорвите шаблон.

Известный повар пишет книгу о готовке. Не идёт. Тогда он меняет тему и издает «300 способов испортить еду». Дико? Да. Но о книге с удовольствием пишут журналисты, а покупатели расхватывают в магазинах. Потому что автор разорвал шаблон и вызвал интерес.

Неожиданный способ должен решать задачу. Если вы просто генерируете весёлый поток бреда, это не подойдет. Проверять работоспособность странной идеи хорошо на небольших прототипах, чтобы не потратить много времени и денег.

Не бойтесь предлагать людям странное. Да, убедить сложно. Но результат того стоит.

Ω Смешайте приемы

Чтобы сделать себе интересно, перемешайте приемы:

  • Возьмите несколько сложных задач.
  • Работайте над ними кусочками, чередуйте.
  • Снижайте напряг: контрольные точки, перерывы, сон, спорт, медитация.
  • Используйте внешний генератор неожиданностей.
  • Ловите себя на привычном ходе мыслей, ломайте шаблон и предлагайте дикие решения.

И наконец, не фокусируйтесь на интересе. Делайте всё перечисленное ради решения реальных задач, а не ради развлечения.


Если понравилась статья, подписывайтесь на рассылку «Интерфейсы без шелухи»