Уместная и неуместная анимация
Рейчел Нейборс написала книгу об анимации в интерфейсе, и опубликовала одну из глав на List Apart. Мне глава понравилась, так что книга тоже может быть неплохой.
В статье Рейчел рассказывает о видах анимации:
- переход (например, между товарами в интернет-магазине или карточками клиентов в CRM);
- добавка (всевозможные всплывающие подсказки и информационные окошки);
- обратная связь (увеличение кнопки при наведении, индикатор загрузки);
- демонстрация (показать, как работает сложная штука);
- декорация (просто прикольная финтифлюшка).

Одна из причин, по которой я недолюбливаю анимацию на сайтах — она в основном попадает в категорию «декорация». В лучшем случае не добавляет пользы, а в худшем тормозит и бесит.
В интерфейсах программ я бы анимаций-декораций вообще избегал, потому что они быстро приедаются. Переходы и добавки уместны, но должны быть быстрыми и аккуратными (а то тоже будут раздражать). Демонстрация применима только при онбординге новых фич.
Ну, а обратная связь — идеальный кандидат для анимации в интерфейсе. Какой она должна быть, неплохо писал Бирман.