Законы робототехники в интерфейсе

Интерфейс — это способ, которым человек решает свою задачу:

  • войти в квартиру (интерфейс — дверь);
  • сообщить машинисту поезда о пожаре (переговорная панель);
  • найти на карте аэропорта ближайший туалет (информационный киоск).
  • купить цветы в интернет-магазине (форма заказа).

Для человека интерфейс — это внешность и наблюдаемое поведение, а не внутреннее устройство. Пользователь не задумывается о том, как работает механизм или программа изнутри, пока она справляется со своими задачами.

Яндекс
Поиск Яндекса — это сложнейшая программа, которая работает на тысячах серверов. Но кого это волнует, когда все знают, что Яндекс — это такая страничка, где быстро можно найти то, что нужно.

В проектировании интерфейсов вагон и маленькая тележка правил разной степени универсальности. В то же время, мне нравится выделять три базовых закона, о которых лучше всегда помнить. Из них выводятся все остальные.

Оригинальные законы робототехники придумал писатель-фантаст Айзек Азимов. В рассказах Азимова они защищали людей от произвола машин. А у нас помогут людям не страдать от кривых интерфейсов.

№ 1. Не навредить

Компьютер не может причинить данным человека вред или своим бездействием допустить, чтобы они пострадали.

Не терять данные пользователя

♞ Человек пять минут вводил реквизиты в квитанцию на оплату, а потом нажал на «Отправить» и получил ошибку:

Что-то пошло не так

Человек нажимает на «повторить попытку», и…

Плохо
Программа открывает пустую форму, пользователь вводит реквизиты заново.

Лучше
Программа показывает форму с заполненными реквизитами, ровно как она была до отправки.

Не перекладывать на человека заботу о сохранности данных

Ленивая программа заставляет человека указывать, когда и что сохранять. Забыл сохранить? Ну, твои проблемы.

♞ Человек дописал статью в текстовом редакторе и решил его закрыть. Реакция программы:

Плохо
В документе «Мой документ 132» есть несохранённые изменения. Сохранить их? Да / нет / справка

Лучше
(молча автоматически сохраняет после каждого изменения)

Автосохранение
Гуглодокументы моментально сохраняют любые изменения

Ленивая программа не несёт ответственности за технические ошибки. Заботливая — страхует от них.

♞ В результате технического сбоя личный дневник в облачном хранилище затёрся версией пятилетней давности. Реакция сервиса:

Плохо
Яндекс.Диск: «Извини, дружище. Надеюсь, у тебя есть бэкапы. Лично я прошлые версии не храню».

Лучше
Дропбокс: «Хочешь восстановить дневник, как он был до этого досадного происшествия? Нет проблем».

Помнить привычки человека

Равнодушная программа — как бестолковый сотрудник техподдержки: всегда начинает спрашивать «с чистого листа». Пользователь не барин, может и по второму разу то же самое сделать, и по третьему. Заботливая программа помнит предпочтения человека и старается их учитывать.

Плохо
«Яндекс.Музыка» при старте всегда открывает раздел «подборки». Ей всё равно, что я никогда не слушал эти подборки и не собираюсь.

Лучше
Открывать раздел, на котором пользователь остановился в прошлый раз. В моём случае это сохранённые треки. Ещё лучше — включать тот же трек, на котором я прервал прослушивание.

№ 2. Не выносить мозг

Компьютер должен решать задачу пользователя, а не выносить мозг по пустякам. Программа не должна впустую тратить время человека или заставлять его выполнять действия сверх необходимых.

Не заставлять человека думать

Все, что может делать машина самостоятельно — она должна делать, не вмешивая человека. Помнить промежуточные результаты вычислений, пересчитывать американские размеры одежды в европейские, определять город и индекс, красиво форматировать номер банковской карты.

Для второстепенных задач хорошая программа делает выбор автоматически:

  • Вместо того, чтобы заставлять человека придумывать «логин» — использует электронную почту. Даёт войти через соцсети, многим так удобнее.
  • Вместо «введите номер телефона в формате 7xxxxxxxxxx» — разрешает свободный ввод и форматирует номер автоматически.
  • Вместо того, чтобы с каждой покупкой запрашивать ФИО, адрес и телефон — подставляет их из предыдущего заказа.
Вход по эл. почте
«Манн, Иванов и Фербер» пускают в личный кабинет по эл. почте без логина и пароля

Решать конечную задачу, а не промежуточную

Хороший робот решает задачу человека, а не ту, что выдумал программист. Если в интернет-магазине покупатель видит «заказ отправлен», этого недостаточно — цель еще не достигнута.

Так лучше:

Мы приняли заказ. Менеджер перезвонит через полчаса, чтобы согласовать доставку.

Так тоже хорошо:

Мы приняли заказ. Сегодня воскресенье, поэтому менеджер перезвонит насчёт доставки завтра с 10 до 11.

Для тех, кто любит покупать в выходные и праздники, у нас бывают скидки. Подпишитесь на рассылку, чтобы их не пропустить.

Не заставлять человека ждать

Компьютер не должен заставлять человека ждать. Ритм взаимодействия устанавливает пользователь.

Если интернет-магазин десять секунд грузит десяток скриптов веб-аналитики, чата, обратного звонка, виджетов с акциями и черта лысого в сухарях, а я в это время сижу перед экраном и жду, когда увижу карточку товара — то мне такой магазин не нужен.

Программа не имеет права оставить человека в неизвестности:

Отправил заказ, а она крутит индикатором ожидания, типа «не видишь что ли — работаю». А сама тихо и навсегда сломалась.

Если приказ человека не выполнен, робот обязан немедленно сказать об этом:

Нет интернета. Мы не успели передать заказ в магазин, но сохранили его на этой странице. Так что когда интернет появится, вы сможете отправить заказ одной кнопкой — заново вводить ничего не придётся.

№ 3. Общаться по-человечески

Плохой интерфейс говорит языком программиста: с удовольствием делится подробностями, как у него всё внутри устроено и что сломалось. Решений он не предлагает — человек умный, сам разберётся. Хороший интерфейс, напротив по-человечески говорит в чём дело и помогает справиться с проблемой:

♞ Человек пытается войти в интернет-банк и видит сообщение:

Плохо
В целях безопасности подтверждение операции невозможно. Обратитесь в Телефонный центр.

Лучше
Кажется, вы сменили SIM-карту. Ответьте на пару вопросов, чтобы получить доступ к интернет-банку: позвоните +7 495 223-23-23 или напишите в чат.

Плохой интерфейс требует, и тем самым бесит человека. Хороший — объясняет пользу, и тем самым убеждает:

♞ На форме заказа цветов в интернет-магазине пользователь дошёл до поля «Телефон». Под полем надпись:

Плохо
Телефон — обязательное поле

Лучше
Курьер позвонит за час до приезда

Плохой интерфейс многословно и путано объясняет. Хороший — наглядно показывает.

♞ В CRM-системе появилась новая возможность. Пора рассказать о ней пользователю:

Плохо
Система ускоряет заполнение сведений о компании с помощью функций подсказок для реквизитов юридических лиц. Продвинутые возможности полнотекстового поиска делают возможным указание всех сведений за считанные секунды.

Лучше
Картинка лучше тысячи слов

Плохой интерфейс учит человека, как правильно жить. Хороший — молча делает, но предупреждает о неприятных последствиях:

Плохо
Вы задали элемент запрета разрешений. Элементы запрета имеют более высокий приоритет, чем элементы разрешения. Это означает, что пользователь, являющийся членом двух групп, одна из которых имеет разрешение, а другой это разрешение запрещено, не будет иметь это разрешения. Продолжить выполнение операции? Да / нет

Лучше
Вы добавили Виктора Васильева в группу «Читатели», и поэтому он не сможет редактировать статьи. Если это не то, чего вы хотели — уберите его из группы.

А ещё хороший интерфейс называет вещи своими именами и не коверкает язык:

  • Программа для книжного магазина работает с книгами и открытками, а не «объектами учета».
  • В туду-листе осталось «23 задачи», а не «задач: 23»

⌘ ⌘ ⌘

Запомнить

Если вы никогда ничего больше не прочитаете о проектировании интерфейсов, но примете и начнёте применять три закона робототехники в своих программах — пользователи будут слать вам лучи благодарности вместо проклятий.

Эти «законы» — просто здравый смысл. То же самое, что вы ожидаете от смышлёного коллеги:

  • Не подставлять и не пакостить.
  • Работать на совесть и решать проблемы самостоятельно.
  • Внятно доносить свою мысль и адекватно общаться.

Следующая статья цикла:

Что делает интерфейс простым

★ Подписывайтесь на новые заметки.