Законы робототехники в интерфейсе

Интерфейс — это способ, которым человек решает свою задачу:

  • купить цветы в интернет-магазине (интерфейс — форма заказа);
  • сообщить машинисту поезда о пожаре (переговорная панель);
  • найти на карте аэропорта ближайший туалет (информационный киоск).

С точки зрения пользователя, любая система — это интерфейс. Человек не задумывается о том, как устроена машина, пока она справляется со своими задачами.

Яндекс
Поиск Яндекса — это сложнейшая программа, которая работает на тысячах серверов. Но кого это волнует, когда все знают, что Яндекс — это такая страничка, где быстро можно найти то, что нужно.

Хороший интерфейс, как робот из рассказов Азимова, подчиняется трем законам. Они защищают человека от произвола машины.

№ 1. Пользовательские данные бесценны

Компьютер не может причинить данным человека вред или своим бездействием допустить, чтобы они пострадали.

Не надо спрашивать, сохранять данные пользователя или нет. Сохраняйте их всегда автоматически.

Автосохранение
Гуглодокументы моментально сохраняют любые изменения

Если человек пять минут вводил данные в форму, а потом нажал на «Отправить» и получил ошибку, не заставляйте его вводить все по второму разу — верните форму как была до отправки.

Послушные программы берегут данные пользователя:

  • удаленные данные складывают в «корзину»;
  • позволяют отменить действие, если человек передумал;
  • после запуска восстанавливают интерфейс ровно в том виде, как пользователь оставил в предыдущий раз.

№ 2. Вкалывают роботы

Компьютер должен решать задачу пользователя, а не выносить мозг по пустякам. Программа не должна впустую тратить время человека или заставлять его выполнять действия сверх необходимых.

Хороший робот решает задачу человека, а не ту, что выдумал программист. Если в интернет-магазине покупатель видит «заказ отправлен», этого недостаточно — цель еще не достигнута. Так лучше:

Приняли заказ. Менеджер перезвонит через полчаса, чтобы согласовать доставку.

Так тоже сойдёт:

Приняли заказ. Сегодня воскресенье, поэтому менеджер перезвонит насчёт доставки завтра с 10 до 11.

Для тех, кто любит покупать в выходные и праздники, у нас бывают скидки. Подпишитесь на рассылку, чтобы их не пропустить».

Все, что может делать машина самостоятельно — она должна делать, не вмешивая человека. Помнить промежуточные результаты вычислений, пересчитывать американские размеры одежды в европейские, определять город и индекс, красиво форматировать номер банковской карты.

Вместо того, чтобы заставлять человека придумать «логин», используйте его электронную почту. Разрешите вход через соцсети. Вместо того, чтобы с каждой покупкой запрашивать ФИО, адрес и телефон, подставьте их из предыдущего заказа.

Вход по эл. почте
«Манн, Иванов и Фербер» пускают в личный кабинет по эл. почте без логина и пароля

Компьютер не должен заставлять человека ждать. Ритм взаимодействия устанавливает пользователь.

Если интернет-магазин десять секунд грузит десяток скриптов веб-аналитики, чата, обратного звонка, виджетов с акциями и черта лысого в сухарях, а я в это время сижу перед экраном и жду, когда увижу карточку товара — то мне такой магазин не нужен.

Программа не имеет права оставить человека в неизвестности:

Отправил заказ, а она крутит индикатором ожидания, типа «не видишь что ли — работаю». А сама тихо и навсегда сломалась.

Если приказ человека не выполнен, робот обязан немедленно сказать об этом.

№ 3. Общаться на языке человека

Плохой интерфейс обусловлен внутренней реализацией программы. Слава роботам: что у железяки внутри, то и снаружи, а человек пусть подстраивается.

Злой адрес
Введите адрес в точности, как он хранится у магазина в базе

Хороший, человечный интерфейс думает о задачах пользователя и говорит на его языке.

Добрый адрес
Напишите адрес, как вам удобно. По полям магазин сам разложит, и индекс определит.

Законопослушный робот называет вещи своими именами:

Программа для книжного магазина работает с книгами и открытками, а не «объектами учета».

Не коверкает язык:

В туду-листе осталось «23 задачи», а не «задач: 23»

При ошибке честно говорит, что случилось и как с этим жить:

Оплата не прошла, проблемы у банка

Мы поставили платёж в очередь; как только банк его примет — пришлем книгу на почту. Если неохота ждать, начните читать первую главу — это бесплатно.

Ω Как применять

Возьмите самый популярный сценарий использования в своей программе и проверьте каждый шаг — выполняются ли законы? Следите, чтобы данные никогда не терялись. Перекладывайте максимум задач с человека на машину. Сообщайте пользователю только то, что ему интересно, и пишите по-человечески.


Если понравилась статья, подписывайтесь на рассылку «Интерфейсы без шелухи»