Редактура и голосовой интерфейс московского метро
Большой кусок интерфейса метро — голосовые объявления. Они звучат в поездах и переходах, с их помощью метрополитен доносит до пассажиров всякие правильные мысли. С объявлениями есть две большие проблемы:
- Реклама. Её просто не должно быть — никто не имеет права гадить мне в мозг без моего согласия.
- Плохой текст. О нём и хочу поговорить.
Вы, может быть, слышали об инфостиле и проекте «пиши, сокращай» Максима Ильяхова. Там много пишут о вычистке текста от мусора. Так вот, объявления метрополитена состоят из мусора процентов на 90. Я езжу в метро каждый день и очень от этого страдаю.
Канцеляризмы и мусорные слова в тексте мешают, но при некотором навыке их легко отсеять при чтении. В голосовых объявлениях пропустить шлак невозможно, приходится каждый раз выслушивать такое:
Уважаемые пассажиры, обращаем ваше внимание, что за нахождение в поезде, следующем в тупик, предусмотрена административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
А хочется вместо этого слышать:
Пора выходить! Поезд едет в депо.
Вот моё правило для голосовых объявлений:
Коротко и по делу
Написал серию статей, как применить правило в метро:
★ Подписывайтесь на новые заметки.