Хватит сортировать по алфавиту
Часто при проектировании интерфейса нужно показать на экране список однотипных объектов: людей, товаров, статей. И возникает вопрос — как их организовать? Классический ответ дал в 1989 году Ричард Вурман, автор термина «информационная архитектура». Он предложил мнемонику LATCH: положение, алфавит, время, категория, иерархия.
Это неплохая модель, но есть что улучшить. Вот мой вариант — как организовать информацию в интерфейсе.
По алфавиту
Составить список объектов и отсортировать по названию. Например, контакты в телефонной книге компании упорядочены по фамилиям:
Организацию по алфавиту используют, если пользователь будет искать нужный объект по первым буквам названия:
- глоссарий в книге,
- список учеников в классном журнале,
- код компании в биржевой сводке.
Часто алфавит используют «по умолчанию». Подход ленивого дизайнера: не знаешь, как упорядочить список — отсортируй по алфавиту ツ
По времени
Показать объекты в хронологическом порядке — привязать к событиям во времени. Например, чтобы проиллюстрировать историю становления компании, написать, когда начал работать каждый сотрудник:
Организацию по времени используют, когда важно знать точный момент события:
- список встреч на день,
- расписание автобуса,
- история изменения карточки клиента в CRM.
Не всегда нужна привязка к моменту, иногда достаточно знать взаимный порядок событий (что произошло раньше, что позже):
- инструкция на случай пожара,
- последовательность шагов при регистрации на сайте,
- следующие номера на табло в электронной очереди.
По положению
Привязать объекты к положению в пространстве. Например, если в компании сотрудники работают в разных городах, удобно показать их на карте:
Заодно понятно, какая у кого разница во времени.
Организацию по положению используют, когда важно, как расположены объекты относительно контейнера, друг друга или наблюдателя:
- станции метро на карте,
- туалеты на схеме терминала аэропорта,
- органы в теле человека.
Обычно объекты привязывают к точке в двух- или трёхмерном пространстве. Но иногда достаточно упорядочить объекты по взаимному расположению (первый, второй, третий). Так организован список сносок в конце книги или станции на конкретной ветке метро.
По категориям
Разложить объекты по именованным кучкам — категориям. Например, распределить сотрудников по отделам:
Организацию по категориям используют, когда есть очевидный пользователю признак, по которому объекты похожи или отличаются:
- меню в ресторане (закуски, салаты, супы, основные блюда, десерт),
- формат листа в магазине канцтоваров (А1, А2, А3, А4),
- контакты на карточке клиента в CRM (адреса, телефоны, емейлы, аккаунты в соцсетях).
Для категории подходит любой качественный признак: цвет, форма, вкус, фактура. Если признак количественный (площадь, стоимость, вес) — попадаем в следующий раздел («по количеству»).
Иногда одновременно используют несколько наборов категорий. Основной набор показывают сразу. Например, для магазина ноутбуков это будут «бюджетные», «игровые» и «компактные» категории. Дополнительную классификацию прячут за фильтрами: бренды, диагональ экрана, объем диска, цвет.
По количеству
Упорядочить объекты по значению количественного признака. Например, руководителю компании захотелось узнать, кто сколько получает:
Организацию по количеству используют, когда важно знать «у кого больше, у кого меньше» и «сколько конкретно»:
- фильмы по рейтингу IMDB,
- ноутбуки по цене,
- города по населению.
Если выделить диапазоны значений и придумать для них названия — получатся категории. Например, вместо точного количества товара на складе магазин может использовать категории «много», «несколько» и «остался последний».
Что не так с мнемоникой LATCH Ричарда Вурмана
Вурман напортачил с последним пунктом, иерархией (hierarchy). Он имел в виду «упорядочить по количеству»: расстоянию, стоимости, рейтингу. Но так бы не получилась мнемоника, поэтому он взял «иерархию» и всех запутал.
На самом деле иерархия возникает, когда дизайнер комбинирует несколько способов. Например, показать офисы компании на карте, а внутри офисов — сотрудников по алфавиту. Получилась иерархия.
Композиция конкретного способа с самим собой тоже создаёт иерархию. Особенно часто это встречается в категориях. Например, организовать сотрудников по отделам, отделы — по департаментам, департаменты — по бизнес-единицам. Тоже иерархия.
По релевантности
Упорядочить объекты по полезности — по соответствию предпочтениям человека. Например, при поиске по списку контактов ранжировать результаты по соответствию запросу:
Организацию по релевантности используют, когда человек явно или неявно сообщил о своих предпочтениях:
- результаты поиска на сайте (явное предпочтение — поисковый запрос),
- выдача в социальной сети (неявное предпочтение — история лайков и просмотров пользователя),
- рекомендуемые товары (неявное предпочтение — поведение человека на сайте и история покупок).
Ещё порядок «по полезности» отлично подходит для коротких списков, элементы которых слабо связаны между собой:
- преимущества на сайте компании,
- характеристики на карточке товара в магазине,
- отзывы в портфолио консультанта.
По связям с другими объектами
Организовать объекты в сеть и показать отношения между ними. Например, компания пригласила консультанта, чтобы проанализировал психологический климат в коллективе. Он нарисовал такую схему:
Организация по связям отличается от остальных методов: нет ни упорядоченности, ни явной принадлежности объекта к категории. Её используют, чтобы увидеть закономерности, пути и расстояния между объектами:
- социальный граф знакомств, чтобы «достучаться» до нужного человека,
- схема владения и аффилированности компаний, чтобы определить конечного бенефициара,
- схема дорог, чтобы найти кратчайший маршрут.
Случайным образом
Показать список объектов «абы как», отобразить в случайном порядке. Если «по алфавиту» — умолчательный вариант ленивого дизайнера, то «случайным образом» — ленивого программиста.
Такой способ редко полезен. Но иногда случается: например, перемешать варианты ответов в тесте, чтобы сложнее было списать.
⌘ ⌘ ⌘
Как это использовать
Когда в следующий раз будете проектировать экран с множеством однотипных объектов, не выбирайте вариант организации «по умолчанию» — абы как или по алфавиту.
Задайтесь вопросами:
- Как пользователь будет искать нужный объект?
- Важно ли знать взаимный порядок объектов?
- Привязаны ли объекты к моментам времени или точкам в пространстве?
- Чем объекты похожи и чем отличаются?
- Какие взаимосвязи есть между объектами?
- Что больше всего интересно человеку, каковы его намерения?
Ответив на вопросы, увидите, какой метод организации подходит лучше.
★ Подписывайтесь на новые заметки.