Не моя проблема

Вы, наверно, слышали афоризм про односторонность узкого специалиста. Афоризм лживый, на мой взгляд. Профи, прокачанный в одной области, волей-неволей неплохо понимает и в смежных — это необходимое условие мастерства.

Но проблема в другом — многие специалисты не дают себе труда разобраться в контексте проблемы.

Пример: медленно работает программа. Раньше уже были проблемы с базой данных, поэтому первым делом бегут к администратору БД. Тот смотрит и говорит:

С базой всё в порядке, проблемы в приложении, идите к разработчикам.

А потрать он пять минут и вникни в контекст, ответ мог быть таким:

Смотрите — вот этот запрос, хотя сам по себе выполняется моментально, за день был выполнен 2 000 000 раз. Может это и нормально, но выглядит странно — имеет смысл показать разработчикам.

Или таким:

80% времени на базе выполняются вот эти 5 запросов. Обратите внимание разработчиков на них.

Конечно, иногда на вникание в контекст может потребоваться время, которого просто нет. Тогда ответ мог бы быть таким:

С базой всё хорошо, и явных проблем с запросами я не вижу. Если разработчики всё же сочтут, что причина «тормозов» в базе, я могу вместе с ними подробно проанализировать профиль нагрузки и предложить варианты решения. На это потребуется N времени.

Хочу чаще встречать специалистов, которые вникают в контекст.