Персоны, Jobs-to-Be-Done и здравый смысл

Пейдж Лаубхаймер из группы Нильсена-Нормана опубликовал статью-сравнение двух методик: персон и Jobs-to-Be-Done.

Я предлагаю не заморачиваться насчёт следования тому или иному походу. Они каждый год разные. Персоны, юзкейсы, юзер стори, джоб стори, whatever. Реально важно одно:

Для каждой фичи или сценария понимать, кто потребитель и зачем это ему, какую проблему решает.

Выясняется серией вопросов постановщику задачи:

— Давай добавим регистрацию через соцсети.

— Зачем?

— Ну, чтобы пользователям не надо было придумывать пароль.

Не стоит удовлетворяться очевидным. Продолжаем спрашивать:

— А зачем пользователям вообще регистрироваться?

— Ну, чтобы купить товары в нашем магазине.

— А что мы продаём, помнишь?

— Ну да, секс-игрушки с доставкой по всей стране.

— Уверен, что покупатели захотят пускать нас в свои соцсети?

— Эээ.

Оп! Выяснили кто и зачем — стало понятно, что фича в таком виде никуда не годится. Переходим к решению реальной проблемы:

— Может, наоборот, разрешим полностью анонимную покупку, без регистрации?

— Да, пожалуй.

Потребителя фичи и решаемую проблему должен понимать каждый: маркетолог, аналитик, дизайнер, разработчик, тестировщик и технический писатель. Чтобы у всех этих людей сформировалось общее видение — достаточно записать мотивацию в пару абзацев.

Проблема
Покупатели секс-игрушек не горят желанием делиться контактными данными с магазином. Существующий процесс оформления заказа их отпугивает.

Решение
Полностью анонимная покупка. Оформлять заказ без регистрации, не спрашивать имя, фамилию, телефон, адрес — вообще ничего. Пояснить, что платёжные реквизиты (номер карты) не храним. Доставлять до пункта выдачи.

Кто и зачем — это важно. Конкретная методика — карго-культ.

Заметка из телеграм-канала «Интерфейсы без шелухи»