Как упростить пользователю жизнь
Хорошие продукты и интерфейсы упрощают жизнь. С этим обычно все согласны. Споры начинаются, когда придумывают, что и как упрощать.
Например: есть сеть супермаркетов с доставкой на дом. Интерфейс — интернет-витрина, через которую люди заказывают продукты. Очевидное уже упростили: идти в магазин не надо, натыкал мышкой, картой оплатил, назавтра получил. Что дальше?
Дональд Норман, автор книги «Дизайн привычных вещей», выделяет четыре способа упростить задачу. Примерим на наш супермаркет и его лояльных клиентов — Валеру и Настю:
Снизить умственную нагрузку
Было: Валера каждый раз, как в первый раз, набирает корзину с помощью фильтров по категориям и поиска.
Стало: Магазин в первую очередь предлагает прошлые и «популярные» у Валеры товары. Если Валера каждый месяц заказывает бумажные полотенца, а тут вдруг забыл — напомнит. Предложит замену, если из ассортимента пропали любимые Валерины колбаски.
Показать внутреннее состояние
У нашего супермаркета «окно» приезда курьера — два часа. Меньше ну никак не получается.
Было: Насте приходится эти два часа сидеть дома, как приклеенной, и гадать, когда явится курьер.
Стало: На сайте супермаркета Настя видит маршрут «своего» курьера на карте. Метки на маршруте — заказы и расположение курьера. По карте примерно понятно, когда курьер доберется до Насти, поэтому она спокойно планирует дела.
Взять часть задачи на себя
Было: Каждую пятницу Валера садится за компьютер, морщит мозг и заказывает продукты на неделю вперед. Ну, это в теории так. На практике Валера то вовсе забудет, то половину не закажет. Приходится потом бегать в магазин по соседству или баловать себя бутербродами с хлебом.
Стало: Магазин сам регулярно формирует заказ, с учетом Валериных вкусов, бюджета и желания хоть чуть-чуть сбавить пузо к лету. В пятницу присылает Валере емейл, Валера подтверждает жмаком кнопки, в субботу получает заказ.
Трансформировать суть задачи
Понятно, что покупка продуктов для Насти — не самоцель. Цель у нее другая: вкусно и разнообразно питаться без вреда для фигуры и цвета лица, и не посвящать жизнь готовке. Поэтому теперь Настя выбирает готовое меню на неделю и получает расфасованный по блюдам заказ. Каждого продукта ровно столько, сколько необходимо. Для завтрака, обеда и ужина прилагается рецепт на 20–30 минут готовки. Удобно!
⌘ ⌘ ⌘
Первый шаг — снизить умственную нагрузку — так или иначе осиливают все проектировщики.
Вторым — показать внутреннее состояние — в основном злоупотребляют: показывают «внутреннюю кухню» там, где она клиенту вообще не интересна.
Третий шаг — взять часть задачи на себя — это то, в чем хороший продукт опережает конкурентов.
Ну, а кто делает четвертый шаг — трансформирует суть задачи — срывает банк.
★ Подписывайтесь на новые заметки.