Как упростить пользователю жизнь

Хорошие продукты и интерфейсы упрощают жизнь. С этим обычно все согласны. Споры начинаются, когда придумывают, что и как упрощать.

Например: есть сеть супермаркетов с доставкой на дом. Интерфейс — интернет-витрина, через которую люди заказывают продукты. Очевидное уже упростили: идти в магазин не надо, натыкал мышкой, картой оплатил, назавтра получил. Что дальше?

Дональд Норман, автор книги «Дизайн привычных вещей», выделяет четыре способа упростить задачу. Примерим на наш супермаркет и его лояльных клиентов — Валеру и Настю:

Снизить умственную нагрузку

Было:
Валера каждый раз, как в первый раз, набирает корзину с помощью фильтров по категориям и поиска.

Стало:
Магазин в первую очередь предлагает прошлые и «популярные» у Валеры товары. Если Валера каждый месяц заказывает бумажные полотенца, а тут вдруг забыл — напомнит. Предложит замену, если из ассортимента пропали любимые Валерины колбаски.

Прошлые покупки
«Прошлые покупки», избранное, акции, новинки — эти разделы помогают покупателю не напрягать особо мозг. Еще помогает кнопка «повторить предыдущий заказ».

Показать внутреннее состояние

У нашего супермаркета «окно» приезда курьера — два часа. Меньше ну никак не получается.

Было:
Насте приходится эти два часа сидеть дома, как приклеенной, и гадать, когда явится курьер.

Стало:
На сайте супермаркета Настя видит маршрут «своего» курьера на карте. Метки на маршруте — заказы и расположение курьера. По карте примерно понятно, когда курьер доберется до Насти, поэтому она спокойно планирует дела.

Курьер на маршруте
«Утконос» пытается показать курьера на маршруте, но делает это так топорно, что помощи клиенту никакой.

Взять часть задачи на себя

Было:
Каждую пятницу Валера садится за компьютер, морщит мозг и заказывает продукты на неделю вперед. Ну, это в теории так. На практике Валера то вовсе забудет, то половину не закажет. Приходится потом бегать в магазин по соседству или баловать себя бутербродами с хлебом.

Стало:
Магазин сам регулярно формирует заказ, с учетом Валериных вкусов, бюджета и желания хоть чуть-чуть сбавить пузо к лету. В пятницу присылает Валере емейл, Валера подтверждает жмаком кнопки, в субботу получает заказ.

Трансформировать суть задачи

Понятно, что покупка продуктов для Насти — не самоцель. Цель у нее другая: вкусно и разнообразно питаться без вреда для фигуры и цвета лица, и не посвящать жизнь готовке. Поэтому теперь Настя выбирает готовое меню на неделю и получает расфасованный по блюдам заказ. Каждого продукта ровно столько, сколько необходимо. Для завтрака, обеда и ужина прилагается рецепт на 20–30 минут готовки. Удобно!

Меню на неделю
По похожему принципу работают сервисы доставки еды на неделю — «Шефмаркет», «Партия еды» и другие.

Но это только первый шаг, привязка к целям очень условная.

§ § §

Первый шаг — снизить умственную нагрузку — так или иначе осиливают все проектировщики.

Вторым — показать внутреннее состояние — в основном злоупотребляют: показывают «внутреннюю кухню» там, где она клиенту вообще не интересна.

Третий шаг — взять часть задачи на себя — это то, в чем хороший продукт опережает конкурентов.

Ну, а кто делает четвертый шаг — трансформирует суть задачи — срывает банк.


Заметка из рассылки «Интерфейсы без шелухи»