Как человек решает задачи в интерфейсе
Это третья часть цикла статей о проектировании интерфейсов для не-дизайнеров. Предыдущая: Что делает интерфейс простым
Человек взаимодействует с интерфейсом, чтобы решить конкретную задачу. Происходит это в три шага:
- Сформулировать задачу. Я подписан на один канал в Телеграме. Он хороший, но надоел оповещениями. Хочу их отключить.
- Выполнить действие. Полагаю, это делается где-то в самом канале. Захожу в ленту, тыкаю на канал. Вижу внизу большую кнопку Mute. Ага, это наверняка она. Нажимаю.
- Оценить результат. Кнопка изменилась: Mute → Unmute. Рядом с названием канала появилась иконка с перечёркнутым динамиком. Полагаю, оповещения выключены.
На каждом шаге интерфейс может помогать, а может вставлять палки в колёса. Посмотрим, как это бывает.
1. Сформулировать задачу
Обычно при работе с продуктом человек знает, что хочет сделать:
- Купить новый айфон на сайте Эпла.
- Подписаться на интересный подкаст о технологиях в приложении Pocket Casts.
- Перевести деньги с карты на карту в интернет-банке.
Исключение — когда пользователь слабо знаком с продуктом или фичей и не может «приземлить» высокоуровневую цель на конкретную задачу.
Менеджеру продукта ставят цель — добавить на сайт компании чат службы поддержки. Менеджер знает, что сайт использует специальный «облачный» сервис для базы знаний. По слухам, в нём есть и чат, но менеджер понятия не имеет, что конкретно входит в эту фичу и насколько она подходит под требования компании.
Поэтому он не пытается понять, как включить чат в настройках, а идёт в документацию разбираться с возможностями, ценой и ограничениями.
2. Выполнить действие
Человек формулирует последовательность действий (нажать на Mute, чтобы отключить оповещения) и выполняет их в интерфейсе (жму на Mute).
Главная проблема этого шага: из интерфейса непонятно, какие действия выполнить, чтобы решить задачу. Чаще всего — человек не видит подходящих элементов управления.
⌘ ⌘ ⌘
Я пользуюсь специальной программой (RSS-ридером), чтобы получать обновления с интересных сайтов. Решил подписаться на нового автора:
Приглядываюсь и понимаю, что кнопки «подписаться»-то и нет. В правом нижнем углу всё та же кнопка «найти». А как тогда подписаться? Задача провалена.
⌘ ⌘ ⌘
Бывает, что подходящий элемент управления вроде есть, но какой-то странный:
Бывает, что подходящих элементов управления несколько (хрестоматийные кнопки «Отменить» и «Отмена» в модальном окне Андроида). Или один, но недоступен (кнопка отправки заказа в интернет-магазине заблокирована по одному программисту ведомым причинам). Это тоже озадачивает.
Корневая причина одна — пользователь не понимает, как решить задачу с помощью интерфейса. Лучшая защита от таких проблем — тестирование.
Не обязательно устраивать полномасштабные юзабилити-тесты: достаточно изловить коллегу, попросить его выполнить типичную пользовательскую задачу, и обратить внимание на затруднения и вопросы. Главное — не подсказывать и не объяснять, что к чему: к каждому пользователю ведь не подсадишь консультанта. Просто наблюдать и записывать.
Такие тесты можно делать прямо на макетах или прототипах, не обязательно дожидаться реализации.
3. Оценить результат
Человек выполнил действие и пытается понять — решило оно задачу или нет. Хорошо, если интерфейс явно даёт понять — «получилось!». Проще всего показать результат действия:
Если результат — изменение внутреннего состояния системы, об этом тоже лучше сообщить:
А вот типичные интерфейсные проблемы, которые мешают оценить результат:
Проблема: результата вовсе нет
Пользователь не понимает, восприняла программа его действия или нет.
Плохо
Нажал на кнопку «Вызвать такси», появился индикатор загрузки. Крутится, крутится. Что происходит? Такси приедет?
Как исправить
Добавить явный статус: «отправляю заказ», «ищу такси», «все машины заняты», «нет интернета».
Бывает, что формально результат есть, но человек его не видит:
Если человек сосредоточен на задаче, поле зрения сужается до узкой области интерфейса. Поэтому, чтобы результат был заметен, лучше показывать его по месту действия, а не чёрти где на экране.
Проблема: непонятный результат
Результат определённо есть, но пользователь не понимает, удалось решить задачу или нет.
Плохо
Сотрудник поддержки заметил ошибку в уже закрытом тикете. Исправил, нажал на «Сохранить», получил ответ: «Переход из состояния Разрешен в состояние Разрешен не разрешен»
Как исправить
Сказать по-человечески:
«Закрытые заявки редактировать нельзя. Открыть заявку?»
Проблема: непонятно, что дальше
Понятно, что задача решена. Но нет «мостика» для перехода к следующей задаче или непонятно, как результат вписывается в общий контекст.
Плохо
Создал в онлайн-календаре встречу, добавил участников, нажал «Сохранить», получаю: «Событие успешно создано».
Результат есть, но чего ожидать дальше? Участники получат приглашения автоматически? Я должен что-то сделать, чтобы разослать их вручную? Приглашения в принципе нельзя отправить?
Как исправить
Рассматривать сценарий в целом, а не частную задачу:
«Встреча назначена, приглашения отправлены участникам»
Запомнить
Человек взаимодействует с интерфейсом, чтобы решить конкретную задачу. Происходит это в три шага: сформулировать задачу, выполнить действие, оценить результат. Если все три шага проходят гладко — интерфейс своё дело сделал.
Основная проблема на шаге «выполнить действие»: пользователь не понимает, как решить задачу с помощью интерфейса. Лучшая защита от таких проблем — коридорное тестирование.
Основные проблемы на шаге «оценить результат»:
- Нет результата или он не виден. Защита: явно писать статус, показывать результат по месту действия.
- Результат непонятен. Защита: сказать по-человечески.
- Непонятно, что дальше. Защита: показать место задачи в пользовательском сценарии.
Спасибо Ольге Коноваловой за помощь в подготовке статьи.
★ Подписывайтесь на новые заметки.